Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
- Формирование математической грамотности на уроках математики средствами УМК и пособий Издательства «Просвещение»
- Проект ГБОУ ИРО КК. Методические рекомендации по повышению ФГ в ОО Краснодарского края
- Сборник лучших практик организации внеурочной деятельности
- Сборник лучших практик по формированию естественнонаучной грамотности
- Сборник материалов по формированию ФГ по предметам естественнонаучного цикла
- Сборник. Функциональная грамотность школьников
- Банк тренировочных заданий по оценке ФГ
- Примеры открытых заданий PISA по ФГ совместному решению задач
Диагностические работы для учащихся 5-11 классов, демонстрационные варианты 2019 год
- Глобальные компетенции
- Естественнонаучная грамотность
- Креативное мышление
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Читательская грамотность
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:
- Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения РФ от 26.01.2021 N TB-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ:
- Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 №2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»
- Письмо МОНиМП КК от 23.09.2021 № 47-01-13-21257-21 «О направлении приказа»
- Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 №2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ:
- Приказ УОН от 06.12.2021 №1712 «О внесении изменения в приказ УОН от 01.12.2021 № 3590 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»»
- Письмо УОН от 12.10.2021 №6834/26.01-20 «О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях»
- Приказ УОН № 1359 от 11.10.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
- МКУ СЦРО от 27.08.2020 № 02-04/533 «О методических материалах по формированию функциональной грамотности»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ:
Приказ о назначении ответственного и утверждении плана мероприятий МОБУ СОШ №26 г. Сочи
План мероприятий МОБУ СОШ №26 г. Сочи по формированию функциональной грамотности обучающихся